Скажите, за все это время с момента выхода ХЛ за кого нам приходилось играть в модах? За самого Гордона (примерно 70% всех модов), за его гипотетического отца (Heart of Evil), за охранников, ученых, даже самого GMan'a в Retribution. Во всех этих модах мы чаще всего давили практически беззащитных и в чем-то даже милых «чужих», никогда не задумываясь – а как бы мы себя чувствовали под обстрелом МП-5? Модов, в которых предлагалось бы примерить шкуру ксенянина, просто не существовало. Был, правда, один мод под названием Xen-Warrior, где предлагалось играть за брюхолапа, однако его непроработанность и вторичность (игра шла на картах мода Chronicles) не позволяла хоть немного погрузиться в атмосферу игры за пришельца.
POV – мод в чем-то революционный. Отныне забудьте про оружейные палаты, которые таскали с собой Гордон сотоварищи, наше оружие – три когтистых лапки и верный электрошок. Да, да – играем на этот раз за Аслейва. Погружение в шкуру чужого полное – начиная от переделанного и очень стильного HUD и заканчивая гибелью под пулями солдат после каждого неверного шага. Сюжет происходит одновременно с оригинальным ХЛ, так что вы увидите очень много знакомых мест и персонажей.
Итак, наше очередное альтер-эго зовут Xonxt (смысл имени не понятен, кажется, даже самому Даву), он – обычный Аслейв, трудящийся на фабрике, через которую мы с гиканьем и стрельбой промчались в ХЛ. На Ксене тоталитаризм под руководством Нихилата, все работают во благо страны, далее см. любое заявление любого генсека КПСС. Наш герой – ученый, который изучает некий девайс, способный выделять огромную энергию, и ищет пути использования этой энергии во благо Нихилата.
Однажды утром тихий мирный ход событий нарушается – приходят люди. Те самые ребята в HEV, трупы которых в изобилии потом будут валяться в ХЛ. И здесь раскрывается самая большая ценность POV – сюжет игры очень грамотно заполняет многие пробелы, оставшиеся после прохождения оригинальной трилогии, хотя игра и связана больше с Azure Sheep.
Случается страшное – люди крадут у нашего героя его девайс. Понимая, что Нихилат снесет ему башку за халатность, Ксонкст храбро пускается в погоню по пещерам Ксена. Частые стычки с вооруженными учеными и спецназом (вооруженным в том числе и LAV- 25), плутания по темным коридорам, непонятно откуда исходящая угроза – все это великолепно отражается на атмосфере. Честное слово, мне теперь жалко убивать Аслейвов – настолько беззащитных созданий...
На Ксене проходит примерно половина игры. Далее мы в погоне за девайсом телепортируемся в знакомую до чертиков Блек Месу, и здесь играть становится еще сложнее. Ксонксту в голову начинают приходить мысли – а собственно говоря, нафиг я все это делаю, подвергая свою шкуру опасности? Нихилант все это чувствует, и приказывает всем ксенянам диссидента уничтожить. Так что во второй части игры мы, ко всем прочему, еще и сражаемся со своими собратьями. Конец мода, как и всегда у Дава, открытый – домысливайте сами, что там дальше будет. ОЧЕНЬ рекомендую посмотреть финальный ролик до конца. Только со стула не упадите...
Карты в этом моде – самая проработанная его часть, как и сюжет. Каждый полигон еще раз доказывает, что Дав великолепный маппер – глюков ноль, куча разветвлений, высочайшая детализация, насыщенность карт скриптовыми сценками и так далее. К сожалению, есть один очень большой недостаток: карты СЛИШКОМ темные. Причем все. Ночное видение, данное нам вместо фонарика, не спасает – ничего не видно уже за 5 метров. Копайтесь в настройках гамма-коррекции либо играйте ночью при выключенном свете, иначе ослепнете. R_speeds я не измерял, но видно, что иногда карты чуть подтормаживают.
Оружия у нас мало – всего 5 видов:
1) Лапы. Левая кнопка – удар, правая – пуск молнии. Молнию надо сначала зарядить (об этом говорит индикатор рядом с показателем здоровья – если он красный, можно стрелять). Молния ко всему прочему еще и передает хелсы врага нам (Это, естественно, работает только на живых противниках)
2) Хорнет-ган обыкновенный. Можно взять в режиме «акимбо» (Правда, я так и не смог найти в игре второй)
3) Stukabat. Дракончики – камикадзе, которые пикируют на цель и взрываются. Использовать следует осторожно – их очень мало, кроме того, они могут атаковать и вас.
4) Снарки
5) Chumtoad – жаба, как в Azure Sheep
В игре реализован «дневник» Ксонкста, где и раскрывается большая часть сюжета. Читайте внимательно, можно узнать много интересного из жизни Ксена
Все пока так гладко и чисто, неужто мод и вправду такой классный? Ни в коей мере. Недостатки есть, и их не так уж и мало. Самое главное – играть ОЧЕНЬ сложно. Даже первые враги – ученые с «Глоками» - могут спокойно вас прибить, а учитывая кромешную темень на карте... Сражения в POV выглядят так – зашел в комнату, убили, загрузился, запомнил расположение, зашел, убил одного, убили, загрузился... и т. д. Если достанет – команду god еще никто не вырезал из кода.
В начале играть интересно и очень необычно, но к середине однообразные стычки с врагами начинают несколько приедаться. Несколько развеивают скуку зубодробительные сражения с боссами – красной собакой (надоело!!!!!!!!!!!!!!!!!), роботом, десантниками – миниганнерами.
Код игры несколько недоделан – нельзя никого водить за собой, к примеру. Зато все вылизано до блеска – за всю игру не заметил ни одного глюка.
В целом, получился очень крепкий, хотя местами и занудный мод. Рекомендуется к обязательному прохождению всеми халферами.
Оценка: 7.5\10
ЗЫ. Перед тем, как браться за POV, пройдите Half-Life, Opposing Force, Blue Shift и Azure Sheep – многое в сюжете сразу станет понятным, да и опыта поднаберетесь.
Дополнение Иоанна Андреева
Ну что сказать? Point of View (POV) - крутой проект, и все что можно сказать, уже сказано в обзоре выше, но я выскажу свое впечатление.
Да, сделано круто и очень интересно, но все-таки есть несколько нареканий.
Самое главное, это то, что во время и после игры остается впечатление, что автор не рассчитал своих сил. Нет, как маппер он очень и очень силен. Прошлые его работы DAV HL Pack 1, DAV Train, DAV Sub, говорят сами за себя. Но это типичные боевики. Причем очень напряженные. Не стал исключением и POV.
Но одно дело играть за человека, вооруженного автоматами-гранатами, а совсем другое за очень слабо вооруженного электрошокера.
Создается впечатление, что человек привыкший гнуть руками гвозди, решил склеить хрупкую модель парусника, отчего получился парусный броненосец.
Все известные противники Half-Life + новые модели: охранницы из Azure Sheep, Барни с автоматами, профессура с шотганами-монтировками, техники-инженеры вооруженные чем попало от монтировки до ножа и прочие – конечно же эффективны и очень повышают интерес, но на мой взгляд для бедного электрошокера, хоть и вооруженного двумя стреляющими лапами, это слишком. Даже Шеппард в OF не сталкивался с таким сопротивлением: профессора на него не кидались, другого спецназа тоже не было и т.п.
Так что тут в качестве героя нужен как минимум спецназовец. Во многих местах, где воюешь с военными, часто приходят мысли "гранатку бы сюда!" и искренне жалеешь, что нельзя брать разбросанное оружие.
И на мой взгляд, автор перестарался. Чего стоит один негр-пулеметчик из Sweet Half-Life!
Для персонажа, за которого мы играем, сложность мода должна быть снижена как минимум на порядок.
Хронология
Также в качестве недостатка можно отметить некое несовпадение хронологии, с хронологией Half-Life.
Когда мы прибываем в комплекс, то там уже катастрофа в разгаре, однако мы видим совершенно спокойных ученых, занимающихся своими делами.
И даже после прилета Шеппарда, мы попадаем в руки ученых, которые спокойно везут нас в клетке.
Так что это некоторое "рассогласование" с общим сюжетом.
Не могу также не отметить несколько высокие r_speeds. В среднем они на уровне 1500, но все это оправдано красивой архитектурой уровней. Хотя есть места, как правило шахты, когда стоит посмотреть вверх или вниз, то r_speeds могут подскочить до 5000. Так что на маломощных компьютерах во многих местах могут быть тормоза.
Не считая сложных стычек с врагами, трудных мест, как таковых нет. Несколько раз можно банально запутаться. У меня было несколько таких мест. Одно на базе ученых в Ксене, когда пробежав коридорами я оказался в тупике у работающего генератора. Если у вас будет такая же ситуация, то это значит вы просто проскочили нужную дверь.
Также был момент, когда на железном переходе над озером нужно сбить вертолет. Там была круглая площадка, с "колонной" посредине, которую я обходил несколько раз слева и не сразу догадался, что нужную дверь можно увидеть, если пройти мимо нее с другой стороны.
Но в целом POV – очень хорошо сделанный мод и безусловно являет собой событие в мире модов Half-Life, обязательный к прохождение каждым фанатом модов Half-Life.